x

В Выставчном зале прошла лекция «Мир русской иконы. Иконостас»

Иконостас в православном христианском храме — один из важнейших, центральных элементов внутреннего убранства.

На очередной лекции из цикла «Мир русской иконы» Светлана Владимировна Пономарёва рассказывала об иконостасе, правилах его устройства, о чинах и порядке расположения икон на примере уникальной коллекции православного искусства, которая хранится в нашем музее (напомним, что временно экспозиция представлена в Выставочном зале).

Иконостас в православном христианском храме — один из важнейших, центральных элементов внутреннего убранства. Ряды икон отделяют основное помещение храма от алтаря, который символизирует Царствие Небесное. Мы видим иконы и образы святых едиными в двух мирах: они пребывают в Царствии Небесном, но зримо они с нами, это наши проводники и помощники. И получается, что иконостас, символизируя грань, которую нельзя переступать просто так, одновременно являет собой единение и сопричастность Божественного начала всему земному.

Свое знакомство с устройством иконостаса мы начала с нижнего ряда. В его центре находятся Царские врата — символ входа в Царство Божие. Размещение икон относительно царских врат тоже определено: по левую руку располагается образ Богородицы (в нашей экспозиции мы видим храмовую икону Казанского храма Филиппо-Ирапского монастыря), по правую — Спасителя. Христос и Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь.

Икона, следующая после образа Спасителя (еще правее), обычно изображает святого или праздник, в честь которого освящен престол алтаря. Примером нам послужил образ Иоанна Богослова в молчании — храмовая икона церкви Троице-Благовещенской Синозерской пустыни. Икона поражает необыкновенным цветовым решением. Автор её известен: это один из последних иконописцев Оружейной палаты Тихон Иванов сын Филатьев

В этом же ряду располагаются другие двери, которые называются по-разному: алтарные, дьяконские, пономарские. Изображения на них тоже могут отличаться. У нас есть возможность увидеть ростовой образ Мученика Христофора (вторая половина XVIII века) и более традиционные композиции на другой пономарской двери (XVII век): Адам и Ева в раю, Лоно Авраамово, Пророк Даниил.

Выше нижнего ряда с Царскими вратами (его называют местным) — деисусный чин. Такое название означает моление Иисусу. Центральное место в этом ряду неизменно занимает икона Спаса. По обе стороны размещают иконы с образами Богоматери и Иоанна Предтечи, далее — склонившихся в молитве Христу архангелов и апостолов.

В конце XV века появляется целый ряд, который рассказывает о двунадесятых и великих праздниках. Иконы в праздничном ряду располагаются в порядке их следования в церковном году, который начинается с 1 сентября. И первой идет, конечно, икона Рождества Богородицы.

Далее, в XVI веке появляются два чина — пророков и праотцов. Пророки готовили человечество к покаянию и рождению Спасителя, и вполне логично, что в центре этого чина находится образ Богородицы («Знамение») как символа исполнения пророчеств.

В праотеческом чине изображаются ветхозаветные праведники. Светлана Владимировна показала нам икону с изображением Ноя с ковчегом в руках. Центральная икона ряда — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге. В нашей экспозиции это икона «Отечество» XVIII века из церкви Святителя Николая (с. Дмитриево Череповецкого района). Вы можете увидеть, что эта иконография отличается от, например, всем известной «Троицы» Андрея Рублева.

Завершает иконостас всегда и неизменно Крест или Икона Святого Распятия. Именно такой вид пятиярусного иконостаса считается традиционным для большинства православных храмов. Но встречаются и дополнительные ряды: апостольные, Страсти Христовы и «пядничный чин», состоящий из небольших икон.

Мы понимаем, что сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определённые сложившиеся традиции, и его иконографический состав выражает содержание и смысл богослужения. Сюжеты могут меняться в силу, например, каких-то местных особенностей или веяний времени, но все иконы неизменно являют собой высшую истину.

Следующая лекция пройдет 21 марта и будет посвящена ангельским чинам.

Экспозицию «Мир русской иконы» можно посетить в Выставочном зале со вторника по воскресенье.
Стоимость индивидуального посещения:
80 рублей — полный билет,
60 рублей — льготный,
70 рублей — социальный (пенсионный).

Категория 0+
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика