x

Рассказываем о кокошниках с выставки «Народный костюм северных губерний». Часть 2

За сходство с гребнем петуха или курицы головные уборы замужней женщины получили звукоподражательное название: «кокошник»

Главным предназначением его стало не украшение, а демонстрация благосостояния семьи и сакральный смысл: считалось, что «простоволосая» замужняя женщина может навлечь на семью несчастье. Конец «поветрию» положил Петр I, введя европейскую моду на шляпки. Но традиция оставалась традицией, особенно в уездных городах.

В Новгородской губернии бытовали кичкообразные головные уборы, кокошники, сороки и повойники, платки и косынки, а также сборники. В различной местности сборник имел разные типологии и названия: «борушка», «моршень», «очипок» или «очапок», «здоровканье», «мохнатка» и другие.

Носили такой головной убор как невесты на свадьбе: «делали из девушки молодушку», так и замужние женщины. Последние, боясь «опростоволоситься», тщательно заплетали две косы (на себя и на мужа), укладывали их на голове и закрепляли. Впереди получалось возвышение, которое прятали под тульей (часть головного убора, покрывающая голову).

Но такой порядок был распространён не везде. В «Этнографическом описании города Белозерска» (1853 год) корреспондент Российского Географического Общества Н. Головин писал: «волосы завертывают в беспорядке (прим. не заплетая в косы) в две пряди, а височки, довольно длинные, идут возле уха по щекам».

Сборник могли носить в самостоятельной форме, а могли покрывать платком или надеть под другие головные уборы типа кокошника, например, бархатник цилиндрической формы.

Сборник, или борушка, представлял собой небольшую шапочку с высоким очельем, сборками и борами, пришиваемыми к челу ткани и собранной тульей, стянутой задней частью на шнурок. Как писал П. Сумароков в своих путешествиях в 1830-е года, мещанки и крестьянки в Новгородской губернии ходят в «низких круглых кокошниках».

Нарядным головным убором незамужней девушки были коруна, девичья лента, а венец, «девичья краса» и головодец часто сопровождали девушку во время венчания. В Новгородской губернии популярны были венцы, короны или повязки из тканой полосы с завязками на концах.

Такие головные уборы традиционно оставляли открытой макушку и лишь обхватывали голову, оставляя место для выпуска косы. С. Шевырев в своем описании поездки в Кирилло–Белозерский монастырь упоминает необычную моду местных девушек: «здесь есть свой незаемный обычай: носить блестящие короны на головах. Они очень красивы. <…> Обычай носить их введен не более десяти лет. Но эти уборы надевают только по большим праздникам. Прекрасныя женщины в Русских сарафанах и в таких коронах на высоком валу, с котораго так хорошо мог бы обрисовываться стройный стан женский и красивый наряд: картина достойная кисти художника».

Как уже упоминалось, носили такие головные уборы по особым дням и праздникам, стараясь максимально бережно сохранять отделку. Использовали для украшения особые технологии. «Низанье» требовало большого умения от мастериц. По линиям рисунка на ткани тянули льняной или хлопчато-бумажный шнур «вприкреп». На орнамент порой уходило до 25 метров шнура. К нему «вприкреп» пришивалась нить с нанизанным жемчугом, бисером, а по краю прокладывали золотную нить или канитель. Украшали объёмной жемчужной вышивкой — «сажением по бели». Золотное шитьё могло придавать головному убору необычные формы в виде складок, напоминающих колосья.

Для украшения могли использовать гранёные стёкла, пуговицы, броши, стеклярус, перламутровые плашки, металлические блёстки, дутые бусы и колотый перламутр. А поднизью (бисерная бахрома, оборочка, сетка) и вовсе украшали «в случае важного именинника».

Более простые головные уборы и уборы пожилых женщин представлены мягкими непарадными шапочками, украшенными вышивной и позументом — повойниками. Изготавливали их не не из кашемира, шёлка и бархата, а из кумача, ситца.

Популярностью пользовалась и так называемая «белозерская шапочка» со складками на затылочной части, которые и по сей день возможно воссоздать только вручную. На ней часто вышивали птиц — символ счастья.

Традиционный женский головной убор даже в начале XX века оставался в Череповецком уезде, как и в других, входящих в Новгородскую губернию, в составе народного костюма. Позже самостоятельным головным убором становится простой платок, а «богатые» головные произведения искусства хранятся в сундуках «на смерть», считалось, что без них «на тот свет не пускают».

Источники:
Васильев М.И., Васильева С.Л. Новгородский традиционный костюм
Белозерье: Историко-литературный альманах. Вып.1, 1994.
Головин Н. Этнографическое описание города Белозерска, 1853.
Кузина А.А Женские головные уборы конца XIX–начала XX веков
Русский Север: Этническая история и народная культура. XII- XX
века, 2001.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика