Сегодня мы знакомим вас с тремя роскошными головными уборами, которые носили женщины замужние — каргопольскими кокошниками
До конца работы выставки «Народный костюм северных губерний» в Историко-краеведческом музее осталось меньше двух недель. Великолепные выходные костюмы, покосные рубахи, повседневные сарафаны, уникальные пояса, вышитый текстиль и, конечно, завораживающие головные уборы. Отдельную витрину занимают кокошники, ленты, девичья краса и другие головные уборы.
Некоторые из них появились в коллекции в результате экспедиций сотрудников, а некоторые были переданы из других музеев и монастырей, часть была приобретена отдельно у граждан, часть — передана в дар.
Сегодня мы знакомим вас с тремя роскошными головными уборами, которые носили женщины замужние — каргопольскими кокошниками. Под кокошником обычно подразумевают веерообразный головной убор, украшенный вышивкой и завязывающийся лентой на затылке. Однако, его часто путают с венцом или головодцем. Последние предназначались незамужней девице и не покрывали волос, в отличие от многих видов кокошников.
Кокошник был известен на Руси с XVII века и приобрёл популярность в XVIII–XIX веках. Позволить себе невероятное украшение с золотым шитьём, жемчугом, бисером, монетами, парчовой или золотной нитью, ручной вышивкой и шёлком могла далеко не каждая красавица. А те, кому головной убор был доступен, заказывали его у мастеров в городах, торговых сёлах и при монастырях. Семейную ценность и «запасный капитал» передавали из поколения в поколение.
Для каждого региона формы, размеры, детали и технологии были различны и соответствовали образу жизни, роду занятий, поверьям, в целом народному костюму и моде. Носили кокошник, сдвигая немного его на лоб, затылок покрывался подкладкой, а поверх головного убора носили шерстяные и шёлковые платки.
Данный вариант кокошника относится к каргопольскому типу. Он имеет форму шапочки с вытянутым вперед очельем («рогом»), которое было предназначено для скрытия волос, заплетённых в косы. Лопости прикрывают виски и уши, а на лоб спускается поднизь (нить или сетка с жемчугом, бисером, перламутровой рубкой или бусом). В каждой из волостей, прилегающих к Олонецкой и Новгородской губерниям, украшение могло быть различно.
На севере, в Олонецкой губернии, речного жемчуга было не мало. Ещё в 1734 году купцы и крестьяне просили дозволения правительства на ловлю жемчуга в реках. После долгожданного разрешения главными правилами было объявление «без всякой утайки с письменным известием в городах воеводам и управителям» и вынимать можно было только жемчуг, который «совершенно доспелъ». Многие добытчики не продавали, а оставляли жемчуг себе, поэтому встретить богато украшенный кокошник можно было и в бедных домах.
Особое внимание стоит обратить на орнаментирование очелья, исполнявшееся почти всегда одинаково: по средине круглая розетка, по сторонам от неё — растения, как символ мирового дерева.
Вышивка паушей по сюжету различна. Паушами называется та часть кокошника, которая прикрывает уши. Она могла быть украшена розетками, стилизованными фигурами, цветами и символами. Со временем стали появляться вышитые инициалы владелицы.
Задники прямоугольной формы украшали трезубцами, трёхчастными узорами из розеток, фигурами цветов и плодов.
Донца часто украшались полосами галуна — нашивками из золотой или серебряной мишурной тесьмы, а также золотным шитьём и бисером. Верх был плоским овальной формы.
Каркасом для головного убора служил плотный картон.
Каргопольский кокошник часто надевали сразу после венчания. И даже брали взаймы у других семей, если его не оказывалось. Замужние женщины надевали вместе с ним на затылок повойник (платок), тоже усыпанный жемчугом; в таком уборе голова замужней корелки кажется как бы закрытой шлемом; открытым остается одно лицо.
Согласно «Путевым очеркам» М.А. Круковского, вид такого кокошника корелы называли «подзором», а происхождение он имел финское и новгородское.