В преддверии Страстной недели (с 26 апреля по 1 мая) мы по традиции вспомнили события последних дней земной жизни Спасителя
С посещением каждой последующей лекции из цикла «Мир русской иконы» мы всё больше наполняемся тайным знанием и научаемся верно толковать изображённые образы. Современный человек сегодня очень далёк от древнерусского православного искусства, оттого более интересными и запоминающимися становятся открытия, сделанные нами вместе со Светланой Владимировной Пономарёвой, заведующей Художественным музеем.
Вчера, в преддверии Страстной недели (с 26 апреля по 1 мая) мы по традиции вспомнили события последних дней земной жизни Спасителя.
«Мы понимаем, что все события изображены на иконе в одном размере. Для нашего иконописца они равнозначны по сюжету. Если мы посмотрим на первое клеймо, то Христа узнаем очень просто. Он выделяется сразу: единственный среди всех учеников вокруг лика имеет нимб, причём крестчатый, он одет в хитон пурпурного цвета, тёмно-синий гематий, и босой», — сюжет Омовения ног, о котором нам рассказала Светлана Владимировна, полон любви, уважения и смирения.
Мы понимаем, что пишет икону русский иконописец. Хотя в Евангелие написано, что ни возлежали за трапезой. У нас это не принято. На втором клейме восседают все 12 апостолов. Среди других учеников мы видим совсем молодого Иоанна Богослова, возлежавшего на груди Христа, Евангелие которого сегодня считается самым боговдохновенным. Чаша с вином, стоящая на столе, становится жертвенной Кровью Христа, Хлеб — его телом. Содержание святого совершения священных Таин состоит в преложении этих Даров.
Единственный без нимба — это Иуда. Не нужно объяснять, почему он так изображён. Ещё в момент Омовения ног он задумал своё предательство. Причастие он уже не принимает.
На следующем клейме начинает меркнуть свет. Заканчивается Тайная вечеря и начинается молитва Иисуса Христа о чаше в Гефсиманском саду, символизирующая Божественное и человеческое Его начало.
Смотрим на следующее клеймо: «Всё вспыхивает радостью Преображения. На горе Фавор Он явился ученикам, осеянный белым светом, нетварным», — обращает наше внимание на величайший сюжет Светлана Владимировна.
«Все сюжеты на иконе не поместить. Поцелуй Иуды не изображён на нашей иконе. Нашим рассуждениям это не подлежит. У каждого своя роль».
Дальнейшие сюжеты один за другим рисуют страшные последние дни жизни Христа: Отречение Петра, Взятие под стражу, Приведение к царю Ироду, Приведение к Пилату, Умовение рук, Бичевание, Коронование тернием, Христос пред народом («Се человек»), Распятие. Жертвенное мучение Христа повествуют жестокую историю смутного времени и предвещает чудесное Воскрешение.
Икона «Воскресение Христово. Сошествие Христа во ад» является символом праздника наступающей Пасхи (2 мая). На первый взгляд – странный выбор для Светлого праздника. Но именно сюжет Сошествия Христа в адские глубины и является спасительным — Господь, обративший своё внимание даже на тех людей, кто уже умер, дарует им спасение и Вечную жизнь.
В центральных сюжетах икон мы видим Христа с протянутыми руками к людям. Ближе всех к Нему — Адам и Ева, они стремятся к Нему навстречу. Но почему некоторые люди изображены в аду с нимбами? Дело в том, что даже для святых людей, праведников путей в Царство Небесное не существовало до прихода Христа. Среди этих людей, заслуживших Вечную жизнь, мы видим, например, царей Давида и Соломона, Иоанна Крестителя. Разрушительные образы и обломки говорят нам, что врата ада навсегда Христом разрушены — разломаны и сорваны с петель.
Господа окружает сфера, напоминающая нам пасхальное яйцо. В иконографии таким образом и при помощи синего и голубого цветов изображают сияние Царства Небесного, которое способно разрушить тьму ада. Сферу наполняют, уже узнаваемые нами, Херувимы и Серафимы. Христос в этом — победитель, являющийся в сопровождении небесного воинства! Правда, жизнь и Спасение торжествуют!
Следующая лекция будет завершать цикл и расскажет нам об иконографии и житие Николая Чудотворца — одного из самых почитаемых святителей на Руси.
Экспозицию «Мир русской иконы» можно посетить в Выставочном зале со вторника по воскресенье.
Стоимость индивидуального посещения:
80 рублей — полный билет,
60 рублей — льготный,
70 рублей — социальный (пенсионный).
Категория 0+